Александр Ионов: «Евгений Искольский – Богородец с высшим гуманитарным образованием»
Сегодня исполнились один год вместе с пятью
месяцами, как я первооткрыл для себя творчество Евгения Искольского
(известного также как певец Чиклин и stand-up – трагик Леня Пуссер).
Композитора по призванию; поэта с большой буквы П. В юбилейном
предчувствии нажаты буковки на засаленной клавиатуре моей допотопной
стационарной ЭВМ. Выходит затруднительно, т.к. волнительно дребезжат мои
рукоятки, подобно герою артиста Лебедева.
Каждый новый день начинаю с
произведений этого автора, по мере настойчиво отрекомендовываю друзьям,
тестирую на малознакомых и омых. Наблюдения за впечатлительной градацией
слушателя вариативны, представляют собой обогащенную панораму: от
восторга (почти всегда) до отвращения (крайне никогда) - инословно
равнодушных нет. Сокрушительный панч-лайн испытывают фанаты, вряд ли
подозревая, что автор, Глас, выпорхнувший из колонок/наушников (второе
стремительно эффективней) присуждает себе, высшей меры,
энергозатратность. Этим он ценен для нас, «самой судьбой отдавая себя
без остатка…», - как пела ритмичная советская эстрада 1950-х годов.
Давно не случалось кого-то сколь либо любопытней Искольского –
лирического тенора поколения. Рассмотрим повнимательнее песни в разрезе
наших дней, так сказать по-микроскопному. Я беру на себя ответственность
скомпилировать возможные сведения о личности в истории и его шедеврах.
Приступим помолясь, дорогие друзья мои. Недлительная опись «как это
устроено»: мою обветшалую конуру населяют хиты Искольского, звучащие «в
полночном кружеве» из медиа-спикеров; я знаю трек-лист, но он
опционально рандомизирован; моя левая отощавшая ветвь обволакивает грани
стаканюги, правая клацает в личной таргетированной предустановке, мол,
«нажми на кнопку», хроника текущего отслушивания чуть далее. Итак,
сингер-сонгврайтер Родного Края Евгений Юрьевич Искольский. Именно им
сводятся концы с концами «прекрасных эпох»: начиная Аввакумом, Баяном,
Садко; заканчивая поздними Лобановским, Дольским, Городницким, ранними
Игорем Тальковым и Михаилом Кругом.
Уважительно и бережно относясь к
извечной памяти этих Величайших Поэтов России, Искольский созидает ранее
неслыханные зонги, действующие вопреки сложившимся стереотипным
представлениям, поддерживая мятежный дух студенчества. Профессиональный
петербургский интеллигент, человек неожиданных знаний, бытовой алхимик,
который бунтует на кухне «под музыку Вивальди» - такой всегда будет
опасен. Искольский это осознает, равно самоознанно и его заслуженное
статусное положение в актуальной отечественной музыке. Без
ярко-выраженных претензий поэта на медийность, многочисленные СМИ
наперебой называют его «таинственный сноб», при этом он насмешливо
продолжает обособленное изучение, «пребывая в неизменном положении
добродушного победителя» (как писал Константин Вагинов). Справедливо,
кстати, называют. Пользующийся непререкаемым авторитетом у думающей
аудитории и тотальным успехом у моднейших хипстеров, Мефистофель
Искольский «протягивает свой опасный портсигар» неподозревающим.
Конечно, Искольский не ответчик за своего слушателя, либо
ответственность приближена к самой малой степени. Однако, его избрала
преимущественно элитарная прослойка общества – контент-наполнители,
скетч-дизайнеры, фэшн-блоггеры, прочие люди богемы, с высокостойким
самочувствием художественного и эстетически развитого. Не удивительно,
что самые первые разрозненные упоминания о поэте и композиторе
Искольском поджидали меня в повествованиях музыковеда, заслуженного
деятеля искусств В.Б.Фейртага («Каждый народ имеет право на своего
Искольского…», - замечает Владимир Борисович), а также похвальных
отзывах одной из двух разработчиц термина-находки «породистисть»
(невзирая, на свою многоплановую ошибочность, подчеркнутую даже красной
волнистой линией «микрософт ворда», и отсылкой к фауне, по мнению
создательниц, словечко наделено глубокими, понятными им, смыслами). Хотя
это вовсе не обозначает, что доступность творчества Искольского удел лишь
интеллектуальной публики. Имеются незначительные исключения. На своем,
пусть и не самом удачном примере скажу, что не могу припомнить хотя бы
одно товарищеское застолье, которое обходилось без записей Евгения, а
это является евиденцией признания творчества Искольского и у
простонародья, выходцев из обыкновенной среды. Он не любит давать
регулярные интервью, воздерживается входить в ведущие шорт-листы из-за
сомнительного соседства, не явился на вручение «Топ-50» по версии
«Собаки.ру» летом, кажется, 2011 г., в котором номинировался дважды.
Перельман от музыки, исполнитель, которого слышали все, но практически
никто не видел – притаившийся Гений, важнейший идеолог современной
молодежи, многие песни разобраны на цитаты. Отдельные композиции стали
пророческими – шлягером «Эй, синоптик, будет ли гроза?..» Искольский
предсказывает крушение авиа-лайнер с российскими туристами на борту, а
«Ты нам что-то не простил, Огонь!..» обрушение кровли пылающего ангара
на Парнасе. С песней «Выходи» у меня связаны личные переживания, когда
утратил ключи, замыкая входную дверь. А песня «Зеркала не бывают пусты?»
Разве это не более уместный и содержательный саунд-трек к кино-картине
«Voice in the mirror» (1958)? Давайте поговорим о других песнях
Искольского. О нем самом говорить смысла не имеет (выражаясь
шекспировски "все равно что золотить золото..."), т.к. даже став
колоссальной фигурой речи современности, достоверных сведений
практически нет, он окутан элегантной вуалью загадочности. Люди имеющие
представления о том «кто там поет» погружены в Главное Таинство.
Информация, разумеется, противоречива, дозирована, передается из уст в
уста. Да и Маэстро не распространятся – джентльмен должен быть мастером
недоговорки, о нем скажут другие в нужный момент на опасном участке. Это
его выгодно рознит с миллионами прочих. Сейчас Искольский
мифологизирован, по прошествии некоторого времени будет канонизирован.
Он создает продуктивно, но рассудочно – не хочет променять божественное
вдохновение на обязательное ремесленничество…»
Комментариев нет:
Отправить комментарий